История формирует будущее Опубликовано: 12 Ноября 2020
Лучшим мероприятием научно-деловой программы Международного военно-технического форума «Армия-2020» признан круглый стол «Психологическая оборона. Борьба за историю – борьба за будущее», модератором которого был первый заместитель министра обороны Российской Федерации Руслан Цаликов
В работе круглого стола приняли участие представители Министерства обороны России, видные ученые и деятели культуры, эксперты и депутаты Госдумы, специалисты в области истории и образования, журналисты и общественные деятели. Обращаясь к участникам круглого стола, Руслан Цаликов сказал: «Нашу историю пытаются не просто корректировать, а переиначивать. Наши успехи во второй половине XX и начале XXI века и есть предмет атаки наших оппонентов. При этом мы себе такое никогда не позволяем».
Режиссер Никита Михалков напомнил высказывание писателя Александра Проханова: «Наша патриотическая элита – это сочетание величия, умноженное на бессилие». И продолжил далее: «Это удивительно точно. Величие есть, нам есть, чем гордится. Но если есть и беспомощность, то мы не можем величие ни развить, ни сохранить, ни защитить. Мы все время отвечаем, догоняем. Получая оплеухи, говорим что выше этого, что это все неправда. Но так с нами перестанут считаться. А если бы не было этих восьми лет, когда Президент и наши Вооруженные Силы подняли голову наконец и вышли из той разрухи, куда мы были загнаны двадцать с лишним лет назад? Если бы не серьезный ядерный щит? Кто бы тогда с нами вообще разговаривал? С учетом того, что происходит сегодня, мы не имеем права не понимать, что мы сегодня мы единственная страна, которая может сохранить ценности нравственные христианские, культурные. И мы это зафиксировали сейчас в поправках в Конституцию. Очень важно, чтобы мы, внеся эти поправки, не забыли бы про них.
Мне кажется, что сегодняшний разговор и то, что сегодня еще будет говориться, это очень важный знак. Но опять-таки, это должно жить, развиваться, это должно быть руководство к действию. Слава Богу, есть щит технологический, но культурного щита пока нет. Для меня становится совершенно очевидным, что мы все ищем, что такое патриотизм. Идеология сегодня вообще запрещенное слово. Идеология почему-то считается коммунистическим понятием. Однако идеология – это договоренность между государством и людьми, по каким законам они будут жить.
Если говорить про патриотизм, то это для меня только национальные интересы страны. Сегодня это только так. Выгодно стране и народу – делай, не выгодно – не делай».
Также Никита Михалков обратился к предостережениям русского философа Ивана Ильина, который после окончания Второй мировой войны размышлял на чужбине, что сулит миру расчленение исторической России. «Они собираются разделить всеединый российский «веник» на прутики, переломать эти прутики поодиночке и разжечь ими меркнущий огонь своей цивилизации, – процитировал режиссер Ильина. – Им надо расчленить Россию, чтобы провести ее через западное уравнение и «развязание», и тем погубить ее…»
Затронув проблемы общества потребления, он отметил, что если не будет творцов, то о потребителях не может быть и речи. У недовольных тем, что им мало приходится потреблять, очень мало идеи, желания, смысла в том, что они говорят. «Хотя мы знаем, сколько смысла у тех, кто заставляет их это говорить». Россиянам важно, по выражению режиссера, «сосредоточиться на себе». При этом времени на самоопределение у нас уже очень мало. Никита Сергеевич особо акцентировал внимание на своей позиции: Россия – «единственная страна, которая может сохранить ценности нравственные, христианские, культурные, традиционные».
Президент Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук в своем выступлении поднял важные концептуальные проблемы развития человеческой цивилизации. По его мнению, в XX веке, когда был реализован атомный проект, наука стала определяющим фактором политики. Истоки современной цивилизации именно в недрах этого проекта – проекта эры высоких технологий. Благодаря реализации этого проекта сегодня Россия фактически вне конкуренции в самых высокотехнологичных сферах. За годы научно-технического прогресса человечество подошло к эре природоподобных технологий, представляющих собой технологическое воспроизведение систем живой природы. При этом в современном мире стала другой и стратегия противостояния. В настоящее время, считает Михаил Валентинович, мы находимся на стадии «гибридно-холодной предвойны». Россию выбрали в качестве государства-цели, стремясь его максимально ослабить. Атаке подвергаются все сферы: образование, культура, экономика, наука, оборона и безопасность. Налицо попытка извне навязать нашему обществу «другой язык» и «другой учебник истории».
Следом может наступить второй этап, предполагающий «прямое порабощение с использованием как новых, так и традиционных силовых методов». Касаясь глобальных угроз и вызовов, которые несут природоподобные технологии, Михаил Ковальчук предостерег от возможности целенаправленного вмешательства в жизнедеятельность природных объектов: и биогенетического, и когнитивного. Последнее означает фактически воздействие на психофизиологическую сферу человека с целью формирования у человека заданных представлений, создания ложной картины реальности, «другой действительности». «Любая «цветная революция» – это использование когнитивных технологий для управления массовым сознанием», – подчеркнул ученый. Попытки навязать человечеству такое будущее сегодня налицо. Это будущее начинается сегодня, отметил Михаил Ковальчук, и «мы пока его проигрываем». Цель противостоящих человечеству сил – сломать систему базовых моральных принципов и насадить альтернативные нормы морали. Абсолютизируя свободу личности, превратить современное общество в совокупность легко управляемых отдельных индивидуумов, то есть «стадо».
Михаил Валентинович заострил внимание и на проблеме современного образования. Если человеку объяснили, что все написано в Википедии и учится не надо, все есть в интернете, то выстраивается общество из людей, ничего не знающих и не мыслящих. А дальше простая вещь: если выключить электрический рубильник, этим людям «отрезает» голову как мыслящий аппарат.
Принявший участие в работе круглого стола статс-секретарь – заместитель министра обороны РФ Николай Панков заметил, что нашу страну упрекают с площадки Совета по правам человека ООН, что мы военизируем детей. Приезжайте в любое суворовское училище и посмотрите их уклад, сказал он. Огромное количество программ дополнительного образования, несметное число кружков, секций, бассейнов, ледовые катки – все для гармоничного развития личности. Статс-секретарь – заместитель министра обороны подчеркнул, что военное ведомство никого не принуждает поступать в военные училища. Именно здесь вырастают настоящие граждане нашей страны, готовые на поступок. Они затем оказываются на различных ответственных участках. Возьмем любую сферу – артисты, режиссеры, художники, композиторы, дипломаты… Ну и конечно, военная элита представлена воспитанниками военных вузов.
Руководитель Россотрудничества Евгений Примаков напомнил, что великий историк Ключевский сказал, что история на самом деле никого ничему не учит, а просто наказывает за невыученные уроки. «Предлагаю всем задуматься, случайна ли политика толерантного отношения европейской бюрократии и медиа к факельным шествиям со свастикой где-нибудь на Украине, сносу памятников в Польше и Чехии, разрушению основ нашей национальной идентичности? – задал он вопрос. – Давайте посмотрим на международный контекст – на фоне чего все это происходит». Продолжая тему важности в защите Отечества как технологического, так и культурного щита, Евгений Примаков указал, что «у нас есть вооружения и технологический задел, опережение, поэтому мы себя здесь обезопасили». Но мир сегодня непредсказуем, он сложнее, чем в прошлом. Но есть и цивилизационный, гуманитарный компонент, глобальная конфронтация происходит «на разных этажах и в разных слоях». В первую очередь под удар попадают наши ценности, поэтому поправки в Конституцию очень важны, и они уже там закреплены. Поэтому Россия начинает восприниматься в мире как материк адекватности. Нам нужны союзники в этих ценностях, указал руководитель Россотрудничества. И мы в этом можем быть сильны, потому что у нас есть ценности: суверенитет, семья, историческая правда… Мы должны выстраивать диалоги и с элитой, и с массами, и неправительственным сектором.
Декан факультета мировой экономики и мировой политики НИУ «Высшая школа экономики» Сергей Караганов высказал, по его словам, «несколько парадоксальное суждение»: «Первое, а почему мы говорим все о психологической обороне? Почему мы вообще сидим в обороне? Конечно, Black lives matter («Черные жизни имеют значение» – децентрализованное движение представителей американской общественности, утверждающих, что выступают против насилия в отношении чернокожих. – Ред.) двинулись наверх, и их поддерживают косвенно или прямо транснационалы по той причине, что это отвлекает людей от реальных причин и, кстати, дегуманизирует людей и делает их роботами». «Но, друзья мои, этих людей мало, и их становится все меньше, и они находятся в отступлении, а мы бьемся против них, – продолжил политолог. – …мы не говорим, что мы нормальные люди, мы не говорим, что мы за гуманизм, за настоящее. Мы играем на той повестке дня. Американцы вот играли вдолгую, доигрались до того, что у них есть. Они проигрывают». «Здесь прозвучали прекрасные идеи, но у меня сложились чуть-чуть тревожные впечатления, потому что люди собираются все время обороняться, – указал Сергей Александрович. — Лучше наступать, тем более что в нынешней мировой и внутренней ситуации у нас есть огромные возможности для в том числе идеологического наступления. Образовался огромный идеологический вакуум благодаря гибели сначала коммунизма, теперь либерализма. Идет борьба между условными транснационалами и националами, которых большинство, но которых мы почему-то не пытаемся возглавить… Надо не обороняться, а наступать, но при этом, конечно, давать отпор, когда нужно». Давайте наступать, давайте для себя самих вырабатывать идею, которая идет в будущее, призвал Сергей Караганов. Мы пока не выдвигаем таких идей, хотя они лежат на поверхности. Они есть, но мы стесняемся до сих пор выдвигать победоносную идеологию… Необходимо преодолевать синдром обороняющихся и побежденных.
Мы уже давно не побежденные, мы уже давно выигрывающие, но психология у нас осталась старой. Ольга Васильева, министр образования и науки Российской Федерации в 2016—2018 годах, высказала в ходе дискуссии мнение, что в стране «выросло три потерянных поколения». Но страна уже пережила страшные периоды своей жизни, она поднялась. Самое главное сегодня – это наша молодежь, и сейчас самое главное, что может быть в России, – это образование. Требуется принять базовые стандарты школьного образования, тем более что ни одна страна мира не живет без базовых стандартов среднего образования. Наша страна всегда, на протяжении всей своей истории, подвергалась нападкам, информационным в том числе. И всегда, во все времена самым важным была борьба за молодежь. Для будущего России очень важно, чтобы наши дети и внуки никогда не стали манкуртами, то есть людьми, которые не помнят своего прошлого, не помнят своего родства. И здесь важно образование – историческое в первую очередь. Учитель истории и учитель литературы, учитель русского языка – это важнейшие учителя, потому что они формируют человека. Эти предметы формируют личность. Дело противодействия фальсификации истории, которая идет на протяжении уже не первого столетия, должно быть делом государственным. Историко-культурный стандарт, канонический учебник истории должны существовать. Благодаря деятельности и Министерства просвещения, и Фонда истории Отечества, и Российского исторического общества мы уже имеем историко-культурный стандарт и обладаем тремя линейками учебников, которые реально отображают наше прошлое.
Политолог Дмитрий Куликов задался вопросом, в чем и где находится смысл человеческой жизни: «Очень неполиткорректно сказать человеку, что смысл человеческой жизни находится за пределами самой жизни». Эту проблему, отметил он, традиционно решала вера. Хотя, казалось бы, есть простые вещи: построить дом, посадить дерево, вырастить сына… Это все то, что останется после тебя. Это же очевидно, что смысл жизни в том, что останется после тебя. И смысл нашего существования в государстве Российская Федерация в том, что останется после нас.
Президент группы компаний InfoWatch Наталья Касперская, признанный специалист в области информационных технологий, рассказала, что ее коллегами, занимающимися анализом социальных сетей, проведены исследования, касающиеся темы фальсификации истории, в том числе Великой Отечественной войны. Высказываясь относительно возможностей современных технологий и их использования в деструктивных целях, Наталья Ивановна отметила, что страшным выводом выступления Михаила Ковальчука было то, что определенными кругами вынашивается цель создания неких условно «людей-рабов» или «технолюдей», «людей-роботов», «человека служебного, который выполнял бы служебные задачи и особо не рассуждал». То есть сейчас идет принижение человеческой личности. И если точка невозврата будет пройдена, то тогда человечество ничего не сможет этому противопоставить. Наталья Касперская относительно истории Великой Отечественной войны заметила, что есть «идеология-1» – «наша с вами патриотическая». И есть «идеология-2», противоречащая ей, когда внушается, что Россия – плохая страна, «мы – лузеры, у нас все плохо». И если у детей такая идеология сформирована, с ними очень трудно спорить. Они из интернета надергивают факты, которые подтверждают их точку зрения. Тем более что любой факт можно трактовать по-разному. И в данном случае трактовка всегда идет в негативную сторону, а аргументы, опирающиеся на серьезные источники, молодежь просто не воспринимает. Как «перепрошивать» ее? «Перепрошивать» всегда сложнее, с огорчением констатировала Наталья Касперская.
Журналист Анна Шафран высказала мнение, что информационное противостояние – это один из важнейших вопросов. И очень правильно, что каждый из выступающих высказывал конкретные предложения.
«Вот и я, – сказала Анна Борисовна, – рассуждая о войне информационной, предложила сконцентрироваться на том, что есть для нас сегодня национальная идея? Потому что мы должны понимать четко: работа против России ведется последовательно и систематически. Сегодня нас абсолютно не удивляют нападки на нашу страну, на нашего лидера, сегодня информационная борьба против нашей страны приобрела новые черты и формы». Это выражается прежде всего в попытках насадить чуждые национальным ценностям, менталитету идеи. По словам Анны Шафран, это работа на разрушение и разделение общества, на его поляризацию. Это дискредитация здоровых ценностей, которые мы провозгласили, проголосовав за поправки в Конституцию. Это попытка нарушить духовное единство русской цивилизации. Почему это делают наши противники? Потому что они четко осознают: национальная идея, которая поддерживается и государством, и народом, работает на сплочение государства и общества, на формирование нашей идентичности, что крайне важно в условиях глобализации. «Теряя идентичность, мы теряем государство, – подчеркнула телеведущая. – Теряя суверенитет, мы теряем свое будущее. В этих условиях очень важно понять для себя, что национальная идея должна быть не только четко сформулирована и провозглашена. Мы должны это понятие закрепить в нормативно-правовых актах и документах, с тем чтобы можно было четко ориентироваться, что есть национальная идея». «Особо символично, что мы собираемся ежегодно в парке «Патриот», – сказала Анна Шафран. – Именно здесь построен Главный храм Вооруженных Сил, храм Воскресения Христова. Это говорит о том, что к традиционным союзникам России – армии и флоту – сегодня добавляется третий союзник – дух. Это особенно важно в условиях XXI века, когда мы начали забывать о нем». Сегодня налицо парадокс. С одной стороны, технологии, с другой – убожество их наполнения. Это ведет к всеобщей деградации. Армия и дух вкупе составляют нашу силу и мощь, которая может нам дать победу. И здесь, где построен Главный храм Вооруженных Сил, мы, говоря о психологической обороне, рассуждая о путях движения России, утверждаемся лишний раз, в чем наша сила.
Политолог Алексей Мухин рассказал участникам круглого стола о новых технологиях информационной войны, реализуемых Западом. Победа в информационной (гибридной) войне считается засчитанной, когда противник полностью деморализован и потерял суверенитет. Задачей нашего коллективного противника является разделение и противопоставление. Гибридное военное противостояние ведут все против всех, а в конфликтах активно задействованы гражданские лица. Участвовать в информационной войне может любой актор. Задача гибридного противостояния - деморализовать противника и, в дальнейшем, использовать его в своей системе обеспечения.
США выступают историческим «наследником» гитлеровской Германии, провозглашая глобальное доминирование своей «исключительной нации». В том числе, используют третьи страны для непосредственной агрессии. США пытаются «переписать историю» Второй Мировой войны, расставив новые акценты. Россия выступает с позиций сохранения базового контура послевоенного мира и модернизации этой системы. Россия выбрала миротворческую роль, в противовес США, Великобритании и странам – членам НАТО.
Миротворческую роль России дает ей простор для военного и политического развития, а также создаёт новый геополитический баланс в мире. Китай противопоставил себя США и Великобритании. Это было политической ошибкой. Между Китаем и Россией установились специфические отношения, не перерастающие в полноценный военно-политический союз.
Открыто объявленное со стороны США киберпротивостояние с Россией и Китаем, с правом нанесения превентивных киберударов, пока носит характер «партизанской войны». В гибридной войне нет необходимости в оружии массово поражения - тотальное физическое уничтожение населения полностью обесценивает гипотетическую победу. Это «война смыслов и образов»: Великобритания несла «бремя белого человека» (западную цивилизацию); США соблазняли «великой американской мечтой»; СССР – «светлым будущим» (коммунизм). Сегодня эти смыслы в прошлом, а США и Великобритания выстраивают неоколониалистский порядок. Россия призывает к взаимному уважению интересов, к справедливости и это заведомо выигрышная позиция, в том числе и для потерявшей суверенитет Европы.
Эксперт в сфере информационной безопасности Александр Лосев обратил внимание на использовании в идеологической борьбе современных технологий: «Ведется война на трех направлениях. Это когнитивная война, война за сознание, война за будущее и будущие поколения. И кибернетическая война, технологическая. Эти две войны предваряют третью, до которой мы пока не дошли. Войну горячую, настоящую. Сейчас нам очень важно показать, что мы цивилизация, мы страна, мы готовы защищать свои ценности. Мы должны делать, мы не можем смотреть, как все разрушается. То, что говорил Куликов, что мы должны оставить после себя, и то, что формирует наше сознание, оно уже не материально, мы должны думать не о потреблении, а о том, что мы создаем, что мы оставляем.
Важно, что говорил Ковальчук о том, что твориться в области искусственного интеллекта и природоподобных технологий, которые могут как лечить, так и убивать. Гораздо эффективнее, чем ядерное оружие. Главное. Что заставило задуматься, это доклад Федоров. Значит, мы должны обучать, должны воспитывать. Каждый ребенок с детсада знал нашу главную военную тайну: русские не сдаются. У нас у страны была цель, был пример дедушек. Мы знали, что мы строим, ради чего мы живем. Мы должны заниматься воспитанием, образом будущего».
Заместитель Министра обороны РФ Андрей Картаполов в своем выступлении отметил преемственность героических традиций Вооруженных Сил: «Ветераны Великой Отечественной войны уходят, но страна и народ не могут развиваться без героев». Андрей Валериевич напомнил о подвиге Магомеда Нурбагандова, посмертно удостоенного звания Героя Российской Федерации. Глядя в камеру, и понимая, что сейчас его убьют, он сказал «Работайте, братья!».
«Почему мы не работаем так, как он нас просил и завещал нам – сказал Андрей Картаполов, – это надо делать. Раз мы находимся в состоянии войны, а информационная война ведется не только с народом и обществом, информационная война ведется с каждым из нас, значит каждый из нас должен уметь воевать».
Советник Министра обороны Российской Федерации Андрей Ильницкий так обобщил высказанные участниками круглого стола тезисы: «Сегодня история – это поле битвы. История это не просто набор фактов. История – это мировоззрение, одним словом – это идеология. Эти определения: смыслы, история, идеология, сегодня звучали на круглом столе из уст очень многих известных, авторитетных в России людей».
По итогам работы круглого стола принято решение о практической реализации ряда высказанных участниками предложений. В частности, доработать и дополнить тематику курса «Психологическая оборона» на базе Военного университета МО РФ вопросами, связанными с технологиями защиты и продвижения исторической правды в российском обществе и за рубежом. Разработать учебные модули для довузовских образовательных учреждений и ВУЗов Министерства обороны РФ на основе положений статьи Президента РФ Путина В.В. «75 лет Великой Победы: общая ответственность перед историей и будущим», а также документов из архива Минобороны России и Государственного архива РФ. Провести на площадке мемориального комплекса «Дорога памяти» научно-практическую конференцию по тематике круглого стола с приглашением ведущих ученых и экспертов страны.
Да, многие погибли от обморожения. Потому у нас в квартире постоянно горела буржуйка. А угли из неё мы бросали в самовар, чтобы всегда наготове был кипяток – чай мы пили беспрерывно. Правда, делали его из корицы, потому что настоящего чая достать уже было невозможно. Ещё бабушка нам выдавала то несколько гвоздичек, то щепотку лимонной кислоты, то ложечку соды, которую нужно было растворить в кипятке и так получалось «ситро» – такое вот блокадное лакомство. Другим роскошным блюдом был студень из столярного клея, в который мы добавляли горчицу…
Ещё настоящим праздником становилась возможность помыться. Воды не было, поэтому мы разгребали снег – верхний, грязный, слой отбрасывали подальше, а нижний собирали в вёдра и несли домой. Там он оттаивал, бабушка его кипятила и мыла нас. Делала она это довольно регулярно, поскольку во время голода особенно опасно себя запустить. Это первый шаг к отчаянию и гибели.
Во вторую зиму с продуктами действительно стало легче, потому что наконец наладили их доставку в город с «Большой земли». Но лично мне было тяжелее, потому что любимой бабушки уже не было рядом. Её, как потомственную немку, выслали из Ленинграда куда-то в Сибирь или в Казахстан. В эшелоне она умерла... Ей было всего лишь 68 лет. Я говорю «всего лишь», поскольку сейчас я значительно старше её.
Меня тоже могли выслать из города, но родители к тому времени смогли записать меня как русскую и потому я осталась.
…На сборный пункт бабушку ходила провожать моя мама. Там перед посадкой в эшелон на платформе стояли огромные котлы, в которых варили макароны. Бабушка отломала кусок от своей пайки и передала нам. В тот же день мы сварили из них суп. Это последнее, что я помню о бабушке. Вскоре после этого я заболела. И мама, боясь оставить меня в квартире одну, несколько дней не выходила на работу на свой гильзовый завод, за что была уволена и осталась без продуктовых карточек.
– Мы бы действительно умерли с голоду, но случилось чудо. Когда-то очень давно мама выкормила чужого мальчика – у его мамы не было молока. Во время блокады этот человек работал в горздраве, как-то нашёл маму и помог ей устроиться бухгалтером в ясли. Заодно туда определили и меня, хотя мне тогда уже было почти восемь лет. Когда приходила проверка, меня прятали в лазарет и закутывали в одеяло.
Я, конечно, говорю внукам, но им трудно это понять, как и любому человеку, не убедившемуся лично, какая это трагедия –война. Прошло столько лет, но эхо блокады продолжает звучать во мне. Например, я не могу видеть, если в тарелке что-то осталось недоеденное. Говорю внуку: «Положи себе столько, сколько сможешь съесть, лучше потом ещё добавочку возьмёшь».
Он сердится – дескать, вечно бабушка лезет со своими причудами.
Просто он, как нормальный человек мирного времени, не может представить, что эта крошечка хлеба может вдруг стать спасением от смерти.
Тут на 90-летие Горбачёва комплиментов ему прилетело… Ну, уважим его годы, не будем его и его жизнь оценивать. Однако, были в СССР люди, которых точно стоит вспоминать и делают это удивительно редко, что крайне несправедливо. С одним из них автору довелось не только лично быть знакомым, но и обсуждать серьёзные, по-настоящему важные для страны вопросы, когда он в 90-е недолго был премьером. Он оценил идеи, подивился тому, что за них ничего не хотят и обещал заняться, как только отобьётся от осаждавшей его своры. Но этого ему сделать не удалось, с премьерского поста его скоро сняли. Очередная загогулина Бориса Николаевича…
Евреи его не очень любили: дружил с арабскими диктаторами, обнимался с Арафатом… Ну, с Арафатом с тех пор кто не обнимался, начиная с Клинтона и Переса. Мало кто знал, что после разрыва дипломатических отношений СССР с Израилем в 1967-м, именно этот человек выполнял роль связующего звена между Москвой и Иерусалимом. Причём с точки зрения тех, кто отвечал за это направление в Израиле, выполнял безупречно. По крайней мере, общавшиеся с ним в тот период его жизни ответственные сотрудники израильского Моссада в 2000-х высказывались по его поводу более чем комплиментарно.Да и сам он об Израиле говорил вполне позитивно.
И, кстати, не любил антисемитов.
Что до Израиля, как государства, тут отношение было более осторожным. Ну, не был он сионистом, хоть тресни. Но, вспоминается его разговор с Нетаньяху, когда тот первый раз приехал в Москву, насчёт «мирного процесса», когда он сообщил Биби, что если бы ОН был израильским премьер-министром, то никому бы никаких территорий не отдал. На что тот возразил: «Россия такая большая, что может себе это позволить», и получил в ответ: «Она именно потому такая большая, что никому никогда ничего не отдавала». После чего можно только сожалеть, что евреи такого класса Израилем никогда не управляли – не управляют и по сей день, занимаясь судьбами других государств, побольше…
Его считали проарабским и антиизраильским политиком. С арабами он дружил – это точно. Вся его карьера с юности была связана с арабским миром, что создавало систему его связей и накладывало неискоренимый отпечаток. Но ориентировался он всегда на Москву. Не на Багдад или Дамаск, Триполи или Каир, а именно на Москву, в отличие от многих представителей младшего поколения, в 90-е без колебаний нарушивших старое британское правило «белый человек не имеет права состоять на содержании у туземцев», которому сам он был всегда верен. Впрочем, в коррупции его никто и не обвинял. Хотя на протяжении десятилетий он водил дружбу с людьми, контролировавшими десятки и сотни миллиардов долларов.
Он был по советским масштабам барин, жизнелюб и человек, не чуравшийся радостей хорошей компании и хорошего стола, при этом хлебосольный хозяин, хороший отец и дедушка. Точнее – очень хороший. При этом, все его домашние жили нормальной, ничем не напоминающей существование «золотой молодёжи» жизнью. В том числе после того, как, с начала 90-х, зарабатывание «на должности» перестало считаться неприемлемым. В итоге чего, ни в качестве премьер-министра или министра иностранных дел, ни как глава внешней разведки он ничего не приватизировал и не украл, в отличие от очень и очень многих вокруг. Странный был в этом плане человек…
В списке Forbes его искать бесполезно. Олигархом он быть не стремился, и не был им, исходя не из отсутствия возможностей – у кого-кого, но у него они были, но потому, что полагал это несовместимым с собственными принципами. Которые у него были – и не теоретические, для прессы и карьеры, а на практике. Хотя он вовсе не был простодушным и прямолинейным догматиком, как не был скрытым диссидентом, за которого его готовы были принимать те, кто плохо его знал, ему симпатизируя. Хитрым он был. Подлым – нет. Не был безгрешен, но понимал это и не строил из себя праведника. Тоже, кстати говоря, не самое часто встречающееся у людей его калибра качество…
Такой вот был, нормальный еврей империи – в его персональном случае советской и, позже, российской. Мало чем отличавшийся от Киссинджера и Олбрайт, с которыми он дружил – если отношения между политиками такого ранга можно назвать дружбой. Западником в современном смысле этого слова, означающем слепую приверженность всему тому, что исходит из Вашингтона, Лондона, Парижа или Брюсселя, он не был изначально – хотя большего чем он европейца можно было поискать. Он был реалистом, прекрасно знавшим окружающий мир, понимавшим его в деталях и скептически настроенным в отношении теорий о его немедленном переустройстве, кто бы этим самым переустройством ни готов был заниматься.
Был ли он антиамериканистом? Да не дай Б-г. С чего?! Он просто понимал, что Америка не идеал человеческого общества, американские политики, со всем их напором и нахрапом – люди не слишком грамотные, а американские эксперты не очень отличаются по уровню компетентности от советских. Иначе США не увязли бы во Вьетнаме, как позднее Советский Союз в Афганистане. Что до миссионерства, которое характерно для политики в области распространения демократии, он полагал, что оно ничем не отличается от позднесоветского догматизма по части распространения социализма. Те же грабли, вид сбоку. И с чего надо спотыкаться о них всей планетой в очередной раз?
Когда после дефолта 1998 года он возглавил правительство, либеральная публика не то, чтобы взроптала, но отнеслась к нему с немалым подозрением. Старый кадр, не из той эпохи, и в команде у него оказалось немало стариков – в том числе из компартии. Кто бы тогда знал, во что превратятся «молодые реформаторы», которые, постарев, до сих пор возглавляют, кто госкорпорацию, кто министерство. Перестав быть молодыми, много заработав и расплодив «эффективных менеджеров», на глазах изумлённого населения догрызающих всё, что ещё осталось от образования, науки, медицины, промышленности и всего прочего, что можно было осовременить и интегрировать в окружающий мир в 90-х…
Кто знает, что стало бы со страной, если бы он пошёл на президентские выборы на рубеже столетий и возглавил её? Хуже, чем нынче, её отношения Европой и США точно бы не были. Распил и раздел всего, что можно и нельзя, скорее всего, снизился в разы. Что до арабов – сдавать старых авторитарных лидеров он бы не стал – и, значит, исламисты не пришли бы к власти как минимум в Ливии. Что на момент попытки свержения Каддафи воспринималось бы как возвращение к советским временам, однако на день сегодняшний, когда Европа захлёбывается от наплыва беженцев, а Ливии, как государства, просто нет, со всех точек зрения было бы куда лучше.
Впрочем, и для Израиля «мирный процесс», доведенный до состояния, при котором нет никакой надежды на палестинское государство, евреи имеют от палестинцев одни теракты и головную боль, в том числе в ООН, а давят «дружественные» американцы и европейцы только на Иерусалим, демонстрирует, что Москва – не худшее из зол, которые в этом процессе были. Но тут уже ничего не сделаешь. И роль Евгения Примакова, о котором, собственно, и написан весь этот текст, тут сегодня нулевая, поскольку он давно покинул этот мир. Неоднозначный человек, в биографии которого куда больше плюсов, чем минусов. Сделавший в жизни много хорошего и, что не менее важно, куда меньше плохого, чем сделали бы многие на его месте. Близкие знакомые между собой звали его «Примусом» — «первым». Латынь тут, конечно, так себе. Но для еврейского мальчика с Кавказа, ставшего тем, кем он стал, сойдёт. Мир его памяти!
Господин Сванидзе историк, причём дипломированный. То есть, не как карельский банный слесарь Дмитриев, осужденный за педофилию, который себе звание историка тупо присвоил. Но только проблема в том, что они друг от друга в своём знании истории отличаются не особо. Вернее, знания может быть и есть, но только в публичный дискурс эти удивительные персонажи их вбрасывают в крайне извращённом виде.
Да, Иван Грозный был жестоким царём. По меркам нашего вегетарианского времени – вообще кровавым упырём и мясником. Но только тогда времена были не вегетарианские. Причём не только в России, а во всём тогдашнем «цивилизованном мире», который по сути являлся одной только Европой. И на фоне всего того, что творилось в этой Европе в то время, Иван Грозный был вполне себе нормальным монархом, уж точно не кровавее большинства европейских королей и герцогов.
Достаточно вспомнить хотя бы то, что в Европе в те времена зверствовала Святая Инквизиция. Вот просто лютовала. Еретиков казнили пачками, а в области пыток святые инквизиторы достигли самых высот совершенства, наверное, их до сих пор никто не переплюнул. И ведь какая изобретательность! Наверное, инквизиторы и в развитие технологий свой вклад внесли, ибо некоторые приспособления, созданные для того, что причинить человеку как можно больше боли, являются самыми настоящими шедеврами механики. Особо преуспел в делах инквизиционных Томас Торквемада, имя которого стало нарицательным. Да и королева, при которой он служил, Изабелла Кастильская, тоже не отличалась особой гуманностью. И дело не только в пытках и казнях, а в массовом изгнании из Испании нехристиан, в первую очередь евреев.
Но кровав, безусловно, только один Иван Грозный. Кстати, он совсем немного не дожил до Варфоломеевской ночи, когда в Париже, да и во всей Франции, католики массово резали протестантов. С согласия и одобрения властей. Более того – властью всё это и было устроено. Крестами метили дома тех, кого надлежало убить, готовились, точили ножи. Для того, чтобы ночью по улочкам цивилизованной европейской столицы полились буквально реки крови. Но наверное, как сейчас принято говорить, это другое.
Или вот королева Англии Мария Первая. Королевой была недолго, кстати современница Ивана Грозного. При ней костры на площадях горели не переставая. А в тех кострах – проклятые еретики-протестанты. Да и другие европейские монархи тоже не отличались гуманностью. Как впрочем и феодалы рангом поменьше – кто же мог помешать барону вздёрнуть на дерево, или засечь плетьми до смерти какого-нибудь крестьянина? Есть же всяческие воспоминания путешественников тех времён, которые писали, что в некоторых баронствах и графствах крестьяне были буквально развешаны вдоль дорог.
Кстати, Иван Грозный наверное и потому запал в историю как кровавый тиран, потому что ещё и сам над этим постоянно рефлексировал. Вот не жилось ему спокойно, он переживал и каялся за каждую душу, которая отправилась на тот свет по его приказу. Даже в монастырь уйти порывался, грехи замаливать, но не получилось. Интересно, каялся ли тот же Томас Торквемада за тех, кого погубил? Нет, не думаю. Это же еретики.
А на другом берегу Атлантики, тоже во времена Ивана Грозного, начиналась новая кровавая страница мировой истории, писанная всё теми же просвещёнными европейцами. Франсиско Писарро почти полностью вырезал всю империю инков, да и другие колонизаторы Америки мечом и крестом несли диким народам истинную веру, а взамен вывозили награбленное золото, серебро и всё что представляет хоть какую-то ценность. Кто-нибудь считал, сколько в то время вырезали, сожгли и заморили голодом индейцев? Сомневаюсь.+
Я уверен, что Николай Карлович Сванидзе всё это прекрасно знает. Но самый кровавый упырь русской истории для него, безусловно, Иван Грозный. Почему? Тут всё просто: Иван Карлович Сванидзе очень сильно не любит Россию и её историю. Других объяснений можете даже не искать.
Сам депутат опубликовал на ю-тюбе свои словоизлияния по этому поводу:
Я обращаюсь к тем людям, которые додумались разместить плакат в Черкесске, где ногайский народ является субъектообразующим. Это примерно как если бы сейчас здесь поставили памятник Сталину, который депортировал карачаевский народ, или как памятник в Чечне Ермолову.
О том, как отреагирует на его выходку русский народ, являющийся «субъектообразующим» на территории всей России и даже в той же КЧР по численности превосходящий ногайцев в 10(!) раз (30,63% против 3,3%), горячий депутат, как видно, не подумал. А следовало бы…
Как русские Ногайскую орду угнетали
Для начала – немного истории. Ибо обвинение в почти полном уничтожении народа — это серьёзно. Итак, что же из себя представляла изобиженная злым Суворовым Ногайская орда? Мирных кочевников и добрых соседей, для которых «имперская агрессия» русских стала полной неожиданностью?
Ничего подобного! С самого момента своего создания в 15 веке и до момента ликвидации в веке 18-м это было разбойничье по сути образование, основным занятием которого были набеги на соседей, угон «ясыря» и продажа его на невольничьих рынках.
В грабительские походы ходили не только на Русь и Речь Посполитую, но и, вообще, на всех соседей.
В 1496 году состоялся поход на Казань. А в 1546 году 10-тысячное ногайское войско Али-мирзы напало на Крымское ханство, чтобы отомстить за захват этими не меньшими разбойниками Астрахани. Правда, закончилось всё печально: у Перекопа крымцы окружили и разгромили ногаев, используя огнестрельное оружие и пушки союзников-турок, а после – перебили всех пленных.
Когда же Крымское ханство стало вассалом Турции, получив в своё распоряжение прибрежные крымские города – главные центры работорговли, у крымцев и ногаев начался масштабнейший совместный бизнес. За «ясырём» на Русь и Речь Посполитую ходили чуть ли не ежегодно, и даже заключение мира ничего не меняло: отряды «людоловов» отдельных мурз просачивались через возводимые для защиты «засечные линии», а ханы разводили руками, делая вид, что это всё – самодеятельность их подчинённых.
Ходили ногаи в составе крымско-турецкого войска в масштабнейшие походы на Москву в 1571 и 1572 годах. Но если из первого нашествия они возвратились с богатой добычей, то из второго после битвы при Молодях не вернулся почти никто. В Смутное время, когда возведённая Иваном Грозным система «засечных черт» перестала действовать, ногаи и татары активизировали набеги. Если у кого и был повод раз и навсегда ликвидировать столетиями злодейски терзавший Русь разбойничий притон по имени «Ногайская орда», так это у русских.
Досталась эта миссия Суворову. Когда после победоносной Русско-турецкой войны Крым объявили независимым от Турции и посадили на престол лояльного России Шагин-Гирея, вассальные Крыму кубанские ногаи его не признали и устроили восстание, поддержанное протурецкими силами в Крыму. После того, как Екатерина II в 1783 году издала манифест, объявив Крым, Тамань и Кубань российскими владениями, начальник Кубанского корпуса Александр Суворов склонил кубанских ногайцев присягнуть на верность Российской империи. Параллельно под руководством Потёмкина готовилось переселение беспокойных ногайцев за Урал. Ногайцы переселяться отказались и подняли восстание: 1 августа 1783 года 10-тысячное ногайское воинство атаковало защищаемый русским отрядом пост на слиянии рек Орак Йылгасы и Еи, но подоспевшей конницей были разбиты. 23 августа, перерезав казачьи посты, 5-тысячный отряд ногаев под руководством 40 мурз безуспешно атаковал Ейск, но был остановлен русскими пушками.
И лишь тогда в дело включился Суворов. 1 октября части Кубанского корпуса и донские казаки скрытно переправились через Кубань, напали на главный лагерь восставших и разгромили их в хлам. Только после этого мурзы выразили покорность и присягнули России. Имперское же правительство отказалось от переселения ногаев за Урал: изъявившие покорность переселились на Каспийское побережье, где большинство их потомков живёт по сей день. Джембойлукскую и Едисанскую ногайские орды переселили в Приазовье, на реку Молочную. Но многие смиряться и менять образ жизни отказались: за период с конца XVIII до середины XIX века до 700 тысяч ногайцев переселились в «единоверную» Турцию. И это был их выбор.
Что же касается Суворова, прославившегося своими приказами войскам всегда предельно мягко относиться к гражданскому населению, то обвинять его в «уничтожении ногайцев» столь же абсурдно, сколь победителей в Куликовской битве обвинять в «гибели татар».
Неудобный вопрос к «Справедливой России»
Хотелось бы поинтересоваться, что думает на сей счёт руководство «Справедливой России», которая с приходом в неё Прилепина, Семигина и литератора Старикова вроде как пытается представить себя партией «патриотической» и выступает «за правду». Не может не понимать опытный политик Сергей Миронов, что нынешний демарш его ногайского партайгеноссе – классическое разжигание межнациональной розни, возбуждение ненависти и вражды. То есть деяния, наказуемые по известной 282-й статье УК РФ. По которой, как известно, наказываются почти сплошь одни русские.
И не пора ли в порядке эксперимента наказать по ней и… того же Адлера Туркменова? Дабы показать русским, что «закон для всех один». Тем более, что в недавнем прошлом сей заочный победитель Суворова занимал должность заместителя министра Карачаево-Черкесии по делам национальностей! То есть любые ссылки на «ляпнул сдуру» и «не подумал, во что выльется» в принципе отпадают. Адлер Туркменов знал, что говорил, знал, что оскорбил русских, и делал это вполне осознанно. За что должен ответить по закону.
Ответит он по закону, или «маленьким гордым» опять всё сойдёт с рук – время покажет. А вот к «Справедливой России», скромно промолчавшей по поводу антирусской выходки своего однопартийца, я надеюсь, у русских людей вскоре возникнет масса вопросов. На выборах – в том числе. Если он такой гордый и такой патриот-сепаратист, зачем пошел в федеральную политическую партию России, и зачем она приняла его в свои ряды?
«Ах Моська, знать, она сильна, что лает на слона»
Согласитесь, что самое подлое во всей этой ситуации случилось даже не когда Адлер Туркменов нёс в ю-тубе свой горячечный бред, а когда плакат с изображением Суворова по «сигналу» изобиженного ногайского депутата вскоре сняли! Заметьте: не наказали виновного в неоправданном разжигании розни, а сделали то, чего он добивался.
Если называть вещи своими именами, государство (в лице местных властей) встало на его сторону, продемонстрировав свою готовность и дальше «прогибаться» под очередные желания региональных этно-нациков. Что непременно вдохновит и Туркменова, и ему подобных на новые требования. Ибо, как говорит народная мудрость, «дай волку палец пососать – он всю руку отгрызёт».
В нашей непростой истории в то или иное время воевали все со всеми. И в каждой такой войне были свои победители, свои побеждённые и свои жертвы, зачастую – невинные. Ворошить их прах и искать «виноватых» сегодня – самое последнее дело. Ещё большей подлостью является разве что воевать с почившими великими людьми, издеваясь над их памятью. Мужчины так не поступают.
У каждого народа есть свои герои, считающиеся таковыми в соответствии с местной традицией понимания истории. И те, кто считаются героями у одних, как правило, являются «злодеями» у других. Это нормально. С точки зрения русских, ногайские мурзы и крымские ханы – это бандиты и военные преступники, хотя у самих ногайцев мнение об этом может быть совершенно другим. С точки зрения ногайцев (равно как и с точки зрения турок, поляков, крымских татар и многих других), бивший их «в хвост и в гриву» Суворов может быть абсолютно отрицательным героем, но для нас, русских, т.е. для 80% населения России, он – великий герой, не проигравший ни одного сражения. И поэтому любое непочтительное отношение к нему – это плевок в лицо всем нам.
Кто-нибудь должен за это оскорбление ответить? Обязательно! Не только Адлер Туркменов, но и власти Черкесска, по требованию этого провокатора снявшие плакат и тем самым ставшие его соучастниками. Как и власти всех тех городов, где пошли на поводу у кучки местных национал-провокаторов, чем сыграли на ослабление России и подрыв её единства. Ибо единство это – не во вседозволенности «маленьких и гордых», не в беспределе этнических диаспор и разных прочих «меньшинств». А в исторически сложившемся (да, зачастую – через войны и кровь) союзе коренных российских народов вокруг русской системообразующей основы. И любое покушение на эту основу должно расцениваться не иначе, как покушение на Россию и на всех нас. С соответствующими правовыми последствиями.
Сколько можно это терпеть?!
Это уже было во многих точках России – идёт (и явно кем-то направляется) своеобразный тренд – по отрицанию и дискредитации русских героев, трудами которых создана и стоит Россия. То по требованию неких «черкесских активистов» демонтируют памятник русским солдатам – героям Кавказской войны (захватчики, агрессоры!). То, вняв истерике других «активистов» — сибирско-татарских – откажут новому аэропорту Тобольска в имени Ермака (колониалист, покоритель!). Или под давлением некой «общественности» объявят в Татарстане день памяти татарских героев, сражавшихся против русских (и против союзных им татар, кстати) при взятии Казани. Все эти события роднит один почерк – некие «национально озабоченные» граждане требуют убрать из числа героев русских, трудами которых их земли стали частью общей нашей государственности.
Так и до российского варианта BLM дотолераститься можно! Когда представители «маленьких гордых народов» начнут каждого встречного русского на колени ставить и заставлять, лобызая их обувь, каяться за все поколения наших предков, которые их, «маленьких и гордых», якобы, обижали. Кстати, судя по тому, как они поднялись и чего достигли в имперской государственности и при СССР, подавляли их в высшей степени непрофессионально. С точностью до наоборот.
Поэтому – хватит России прогибаться под своих «маленьких и гордых» (за которыми, к тому же то и дело всплывают «уши» то Запада, то Турции)! Мы – наследники великого народа, создавшего великую Россию, и стыдиться своих героев нам нечего.
При этом в Казани есть улицы жены последнего казанского хана Сююмбике. В Дагестане – памятник Шамилю (а в Калуге, где он жил после плена – его музей с мемориальной доской). И никакому русскому депутату не приходит в голову ради поднятия своего рейтинга требовать от всего этого избавиться. Потому что сильные не воюют с мёртвыми.
Что же касается Суворова… На его могиле есть предельно скромная надпись «Здесь лежит Суворов». Без перечисления титулов, званий и наград. Так пожелал сам великий полководец, уверенный, что по его делам потомки запомнят его и так. А вот вспомнит ли кто-нибудь через год, кто такой Адлер Туркменов? А, господа Миронов и Прилепин?