Между прочим, кое-какие планы на сей счёт у них уже есть, а именно: перезагрузить глобальный капитализм с помощью трансгуманизма и тотальной цифровизации. И если им дать время, если не предложить никакой альтернативы, то не исключено, что у них пройдёт этот фокус – и тогда все антиутопии покажутся детской сказкой.
Впрочем, пока они в растерянности, а внутренний раскол усиливается…
Деградация и саморазрушение США, растерянность всего западного проекта – уникальный исторический шанс для народов мира, чтобы выйти из более чем 500-летнего тупика прогрессизма, исправить многовековые заблуждения Просвещения как культа человека обезумевшего.
Но в чём заключается российский проект, наш смысл жизни? Что мы можем предложить себе и человечеству?
Способен ли русский мир сформулировать новый образ справедливого мироустройства и светлого будущего? Или мы продолжим плестись в хвосте и ждать новых идей из-за границы?
Пока мы даже боимся заговорить об этом.
Провластные политологи чураются слов «идеология», «идейность», другие боятся, что их заклеймят мракобесами, ретроградами. Вся российская политика – как внутренняя, так и внешняя – сводится к ситуативному реагированию, к надежде на блестящий политический инстинкт Путина. А большие цели сводятся исключительно к материальному достатку, инфраструктуре и технологиям.
Будто человек живёт только желудком (его к этому ведут, но это ещё не так), будто народы и государства не должны иметь целеполагания и высших ценностей!
Но в это же самое время неолиберальный проект глобального капитала не стесняется под видом свободы навязывать жёсткую матрицу псевдоценностей, кодекс поведения и даже правила мышления, которые преступно нарушать.
Россия же – по крайней мере, официальная – будто остановилась на полпути в растерянности.
В 2008-2014 годах мы отказались от роли вассала Запада и даже вошли с ним в клинч по вопросам безопасности, а также по отдельным ценностным моментам (пропаганда педерастии, права человека и пр.), но в целом продолжаем жить по лекалам неолиберализма (в экономике, медиа, культуре, да почти во всём).
Свежий пример с либеральной диктатурой американских соцсетей и IT-гигантов: о ней известно давно, но за все годы в России практически ничего не сделано, чтобы создать полностью независимый Рунет.
Ещё более тревожный пример – наша массовая культура, которая сплошь является калькой (причём зачастую неудачной) англосаксонского культа потребления.
С 2014 года мы живём в раздвоенном состоянии: с одной стороны, политически вступив в клинч с Западом, с другой – ментально и экономически продолжая жить в его матрице.
Эту двоякость и растерянность, кстати, как зеркало отражает русский язык – в частности, то, как слово партнёры, изначально нейтрально-деловое, стало иметь негативную коннотацию, так как в официальных речах ими часто называются страны Запада.
Партнёры, которые ведут гибридную войну против тебя, это как?!
Ещё показательнее то, как мы, русские, обращаемся друг к другу в обиходе. В речевом этикете обращение сводится либо к безличностному «простите», либо по половому признаку и возрасту (причём, как правило, без золотой середины, до 60 лет «девушка», а потом сразу «бабушка»). Формы обращения из прошлого – «господин», «сударь», «товарищ», «гражданин» - не приживаются, так как воспринимаются с эмоциональной окраской.
Правда, в офисах получило широкое применение слово «коллеги» - некогда обращение учёных друг другу стало канцеляризмом, который на улице не уместен.
В отсутствии общепринятого слова-обращения выражается наше непонимание самих себя – кто мы есть? Мы друг другу не товарищи, так как все стали «господами», но и не господа, так как нет узаконенных сословий, а вокруг якобы демократия. Мы и не «братья», «бати», «матушки», так как это для современных россиян «слишком по-русски».
Само по себе это не проблема, но неудобство, которое вызвано важнейшей проблемой отсутствия среди россиян осознанной идентичности. Как только будет решена эта проблема, как появится понимание, кто мы, то появится и слово-обращение, которое устроит подавляющее большинство.
Идентичность современного россиянина, помимо языка (во многом, искажённого сленгом), общих понятий о национальной культуре (заглушенных «масскультуркой») и памяти о Победе, зиждется только на патриотизме.
Владимир Путин, который возродил это естественное, но утраченное в диком раже 1990-х чувство, считает, что этого достаточно.
Однако практика показывает, что патриотом могут считать/называть себя противоположные по убеждениям люди и – внимание! – даже предатели: ну а что, ведь оно любят «демократическую» Россию, чем не патриотизм?
Или, скажем, олигарх тоже любит Россию – как дойную корову. А нынешняя богема и создатели ТВ-шоу, они тоже в какой-то мере любят эту страну: где ещё можно народу скармливать любую пошлятину, в том числе и шутки про него под видом быдла в майке-алкоголичке, а тот ещё заплатит деньги?
Все эти «патриоты» как один при необходимости споют гимн России, хотя, по сути, оскорбляют Родину и наносят ей страшный урон.
Любить Россию – естественно, но важно, какую именно Россию. В чём главное содержание русской культуры, русской мысли?
Какие идеалы и ценности на протяжении веков пестовали лучшие русские люди? При всей разности взглядов, при невероятной широте русского характера наш народ выкристаллизовал нечто такое, что позволяет сохранить свою самость даже в глобальном обществе потребления, не даёт нам до конца утратить русскость.
Не стоит верить тем, кто говорит, что нет никакого русского пути. Россия всегда им так или иначе шла и идёт, пусть зачастую в несколько искажённом виде, иначе не смогла бы сохраниться и сохранить за собой такое пространство.
Другое дело, что не всегда это происходит осознанно, находит выражение в конкретных формулировках и самостоятельных учениях. Сейчас для этого появились исторические условия (распад идеологии гегемона) и предпосылки, важно только прислушаться к себе.
Национальная идентичность – не только утилитарные национальные интересы в геополитике, как сейчас это понимается, но прежде всего набор высших ценностей народа, из которых черпаются ответы на насущные вопросы современности.
Национальная идентичность столь же уникальна как характер человека, но в кризисные моменты может подсказать рецепты для других народов. Сейчас глобализованное человечество переживает мировоззренческий кризис: вера в мантры неолибералов потеряна, и миллиарды людей в поисках новых ответов растеряны и агрессивны, нередко впадают в крайности.
Но ответы не появятся сами собой, их уже никто не принесёт в готовом виде на блюдечке: нового откровения не будет, да и очередного «Капитала» Маркса ждать не стоит – в этом смысле время великих теоретических учений действительно прошло.
Тем не менее выработка идеологии как системы убеждений для объяснения мира станет важнейшей задачей 2020-х годов, только вместо фолиантов и талмудов люди сформулируют сетевую структуру чётких убеждений, новую матрицу. И начинать надо с азов: что такое человек, что такое свобода и право, что такое семья, народ и государство, как оно должно быть устроено.
В русской мысли действительно есть такие идеи, которые – на основе опыта христианской Руси и советского опыта – могут перевернуть сознание миллиардов людей, оказавшихся в хаосе и тупике. Для затравки обозначу некоторые из предложений, каждое из которых требует отдельного обсуждения.
Первое. Человек, его личность есть не случайная игра природы, не механическое сложение хромосом, а задумка Всевышнего или, другими словами, попытка реализации нравственного идеала через того, кому дан талант созидания. Каждый человек уникален, так как ему дана своя миссия и особенные таланты для её реализации, а значит люди априори разные и не одинаковые, но все они равны в праве реализовать свой путь, только если он не вредит общему благу. Тот же принцип и среди народов.
Второе. Свобода человека – не в личных и политических правах, они есть только приложение к свободе, да и то не самое важное. Истинная свобода – это свобода от греха, от искажения своего пути к идеальной сущности, а также воля к максимальной реализации в себе нравственного идеала (спасения души).
Человек может быть по-настоящему свободен в тюрьме и несвободен на воле, но задача всего общества – создать наиболее благоприятные условия для нравственной самореализации каждого человека, что возможно только в условиях истинной свободы (то есть свободы духа).
Третье. Право человека невозможно без обязанности человека перед обществом и нравственным идеалом. Каждое право должно сопровождаться обязанностью, причём в обратной последовательности: то есть обременение обязательствами даёт соотносимое по значению право человека, без обязательств нет никаких прав. Даже право жизни даётся через служение обществу и нравственному идеалу, а не только фактом рождения.
Четвёртое. Частная собственность не является абсолютной ценностью, она временна и является материальным «сопровождением» пользы, которую принёс человек обществу. Собственность, нажитая за счёт притеснения других людей, неправедна и должна отчуждаться в интересах общего блага, в пользу притеснённых. Ссудный процент и спекулятивный капитал являются разновидностью такой неправедной собственности и должны быть запрещены.
Пятое. Традиция – это важнейший механизм воспроизводства лучшего опыта народа. Только на основе народной традиции возможна истинная модернизация как улучшение достижений прошлого, всё остальное – спекуляция для навязывания чужой идентичности. При этом достижение идеала – как человеком, так и народом – невозможно в принципе, но стремление к нему необходимо как залог развития. Развития не как технического прогресса, достигаемого за счёт деградации нравственности, а, напротив, как совершенствования нравственного и содержательного.
Справедливость и эволюция на основе традиции – залог гармоничного общества, нового типа государства.
… Для начала, пожалуй, достаточно.
Важно при этом помнить, что человечеству не по силам создать идеальное устройство мира, которое само по себе гарантирует безоблачную жизнь – к сожалению или к счастью, на земле нельзя построить рай.
Но это не означает, что народы должны жить как свиньи, в неуёмном потреблении и разврате, что сейчас происходит и что грозит глобальной катастрофой. Всем нам, чтобы нам не провалиться в пропасть и уцелеть, необходимо потянуться за идеалом.
Вот что давно пора обсуждать всем здравомыслящим русским людям на всевозможных площадках и в дискуссиях, вот что должно волновать всех нас в первую очередь, а не происходящее в Капитолии.
Эдуард Биров